старше 16

Брал в кредит в банке, заставили оформить страховку, аргументируя тем, что это обязательное условие, без выполнения которого денег не дадут. Законно ли это?

05.03.2020

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). В случае если без согласия потребителя к возмездной услуге кредитования навязывается дополнительное страхование, то, в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона, потребитель вправе отказаться от оплаты такой услуги, а если она оплачена — потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Законодательством не установлена обязанность заемщика при получении потребительского кредита (займа) заключать договор страхования жизни, здоровья, иных рисков, за исключением страхования заложенного имущества.

Кредитор обязан предложить альтернативный вариант потребительского кредита (займа) на сопоставимых условиях (по сумме и сроку возврата) без обязательного заключения договора страхования. Обращаем внимание на то, что наличие или отсутствие в договоре потребительского кредита условия о страховании может повлиять на условия предоставления кредита, в том числе на размер процентной ставки, которая при наличии страховки может быть ниже, чем без нее.

При предоставлении кредитов банки не вправе самостоятельно страховать риски заемщиков. Однако это не препятствует банкам заключать соответствующие договоры страхования от своего имени в интересах и с добровольного согласия заемщиков.

При отказе от навязанной или ненужной страховки денежные средства, уплаченные за нее, должны быть возвращены потребителю, если отказ совершен в течение 14 календарных дней (Период охлаждения).

Данный период также действует для возврата страховой премии, уплаченной при заключении договора потребительского кредитования с оформлением страховки.

Вернуть страховую премию возможно лишь в случаях, если договор страхования был заключен страховой компанией непосредственно с физическим лицом (заемщиком). Если договор со страховой компанией заключен банком, а заемщики просто присоединяются к такому договору коллективного страхования, то «период охлаждения» не действует.

Если банк отказал в возврате денежных средств за страховку, вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав, т. к. данный спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в ст. 11 ГК РФ, защита прав потребителей осуществляется судом.


Вернуться в раздел