старше 16

Более 100 жалоб поступило в Управление от граждан на нарушения прав потребителей при предоставлении услуг связи за 6 месяцев 2020 года

30.07.2020

За 6 месяцев 2020 года в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) поступило 132 обращения (108 – письменных, 24 – устных в рамках работы Общественной приемной и горячей линии) на нарушения прав потребителей при предоставлении услуг связи, что составляет 4,9% от общего количества обращений, поступивших в области защиты прав потребителей.

Основные обращения граждан касались:

- неправомерного списания денежных средств за пользование сотовой связью;

- подключения дополнительных платных услуг без согласия абонента сотовой связи;

- задержки сроков доставки посылок/бандеролей;

- ненадлежащей доставки почтовой корреспонденции.

По результатам рассмотрения обращений при непосредственном обнаружении Управлением было составлено 6 протоколов об административном правонарушении в отношении юридических лиц, вынесено 6 постановлений о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.7, ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ выдано 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Общая сумма наложенных штрафов составила 120 000 рублей.

Памятка: права потребителей при расторжении договора услуг связи.

Пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ, статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю услуг связи предоставляется безусловное право на односторонний отказ от исполнения любого договора возмездного оказания услуг связи, абоненту необходимо не просить оператора связи расторгнуть заключенный с ним договор, а следует уведомить его об отказе абонента от исполнения конкретного договора оказания услуг связи в одностороннем порядке. В таком уведомлении целесообразно указать конкретную дату отказа абонента от исполнения договора, которая не может предшествовать дате фактического получения оператором связи уведомления абонента, при этом сам факт отказа от исполнения договора оказания услуг связи   не освобождает бывших абонентов от погашения имеющейся задолженности по оплате услуг связи. Поскольку же в своих обращениях гражданами ничем не подтверждается довод о том, что оператор связи именно отказывает в расторжении договора оказания услуг связи, т.е. не подтверждается наличие самого события административного правонарушения, постольку у Управления не имеется оснований для возбуждения в отношении оператора связи производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, потребителю необходимо именно уведомить оператора связи о принятом им самим решении об   одностороннем отказе от исполнения договора, после такого уведомления и в силу пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ договор оказания услуг связи считается расторгнутым. Направление же оператору связи просьбы о расторжении договора предполагает рассмотрение вопроса о расторжении договора на усмотрение самого оператора связи и, соответственно, возможность отказа в просьбе, поскольку оператор связи не обязан   удовлетворять все просьбы потребителей.

Вышеизложенное не относится к ситуации, когда потребитель заключил смешанный договор, т.е. договор, содержащий в себе одновременно элементы договора оказания услуг связи и договора купли–продажи абонентского оборудования (например, роутера, телевизионной приставки и т.п.), поскольку заключив смешанный договор и став на его основании собственником товара, потребитель не вправе вернуть товар оператору связи по причине одностороннего отказа потребителя от исполнения договора оказания услуг связи или в связи с отсутствием у потребителя необходимости в использовании такого оборудования.


Вернуться в раздел