старше 16

О результатах работы Управления по контролю за медицинскими организациями, оказывающими платные медицинские услуги за 2017 год

24.01.2018

В 2017 году в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике (далее – Управление) поступило 59 обращений (из них: 9 – устных в рамках Общественной приемной, 9 звонков на горячую линию и 41 – письменное) от граждан на медицинские организации, предоставляющие платные медицинские услуги, в том числе 9 обращений были перенаправлены в другие органы для рассмотрения в пределах компетенции.

Всего в прошедшем году специалистами Управления проведено 44 проверки (37 – плановых и 7 – по жалобам потребителей) в отношении медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги. В ходе проверок специалистами Управления было выявлено 157 нарушений действующего законодательства при 41 проверке (93 % от общего количества проверок).

Основные нарушения, Санитарного законодательства и Законодательства о защите прав потребителей, выявленные при проведении проверок медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги:

- нарушения санитарно-противоэпидемического режима, в том числе дезинфекционной деятельности;

- нарушения в организации и проведении производственного контроля;

- в нарушение требований законодательства не предоставлено право беременным женщинам на прохождение бесплатной УЗИ диагностики;

- взимание дополнительной оплаты за информацию о результатах флюорографического исследования в виде цифровой записи на компакт-диск;

- включение в договор на оказание платных медицинских услуг условий ущемляющих права потребителей;

- отсутствие на сайтах медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на стендах-стойках всей необходимой и достоверной информации, предусмотренной   Законом о защите прав потребителей и Правилами предоставления платных медицинских услуг.

За 2017 год специалистами Управления в ходе проверок медицинских учреждений, оказывающих платные медицинские услуги, было составлено 65 протоколов об административном правонарушении, вынесено 65 постановлений. Сумма наложенных штрафов составила 99300 рублей. Выдано 49 предписаний по устранению выявленных нарушений.

В прошлом году Управлением было подано 5 исков на медицинские учреждения, оказывающие платные медицинские услуги, в защиту неопределённого круга потребителей, из них 4 – судом удовлетворены, 1 хозяйствующий субъект устранил выявленные нарушения до решения суда.

Полезная информация!

Отношения между хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями), осуществляющими медицинскую деятельность, и физическими лицами, основанные на возмездном предоставлении гражданам медицинских услуг, регулируются соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей», Закон), а также Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила). Соблюдение содержащихся в них обязательных требований определяет предмет федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей медицинских услуг.

Согласно п. 7 Правил медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме).

Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Управление напоминает жителям республики, о необходимом перечне информации, который должен быть представлен организацией, оказывающей платные медицинские услуги в сети «Интернет» и на информационных стендах:

- наименование и фирменное наименование (если имеется);

- сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дату регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

- перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

- порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, уровне их профессионального образования и квалификации;

- режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

- адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориальных органов Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

С жалобами на некачественно предоставленные платные медицинских услуги следует обращаться в территориальный орган Росздравнадзора, на который возложен согласно п. 5.1.3. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.


Вернуться в раздел